«Литературная студия» — «МОУ Школа №132 имени Н.В.Поповой г. Донецка»

«Литературная студия»

Занятие кружка «Литературная студия»

Тема: Основные роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров.

Цель урока: ознакомление учащихся с литературоведческими терминами, формирование понятия о трех родах литературы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Знакомство с литературными терминами

Род литературы - деление литературных произведений в соответствии с тремя формами изображения человеческой личности.

Жанр литературы- исторически сложившийся вид литературного произведения.

Лирика - род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения.

Эпос - род литературы, в котором повествуется о событиях и героях.

Драма - один из родов художественной литературы, в котором события, происходящие с героями, их чувства, переживания отражены в действиях и поступках и воплощены на сцене.

2. Изучение нового материала.

-Вся художественная литература – это огромная страна. Жизнь ее – это отражение жизни человека. Литературные произведения принято разделять на три основных рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разделение восходит ещё к временам Древней Греции и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» (IV в. до н. э.).

Роды литературы

Эпос Лирика Драма

Некоторое представление о трёх главных видах литературы есть у каждого из вас, но те, кто никогда не задумывался о смысле этого разделения, часто имеют о нём упрощённое, не совсем правильное понятие. Многим кажется, что лирика — это обязательно стихи, с ритмом и рифмой, драма — то, что играют на сцене, а эпос — это любой художественный прозаический текст. Однако чуть более искушённый читатель знает, что и драмы бывают в стихах, а древние поэмы — например, «Илиаду» и «Одиссею», называют “эпическими”. Зато и в прозе бывают иногда небольшие рассказы, в которых почти нет событий, а главную роль играет настроение. Цикл своих рассказов, написанных в таком роде, русский писатель И. С. Тургенев назвал «Стихотворения в прозе».

Задача Эпоса (по-гречески “эпос” значит повествование) — описывать события. В эпическом произведении авторский взгляд — это взгляд со стороны. Очень долго эпос не умел и не брался описывать события внутренней жизни человека, но даже когда такие описания появляются, автор, для того чтобы рассказать о своих переживаниях, должен сделать как бы шаг в сторону и взглянуть на своё внутреннее состояние чужими, отстранёнными глазами.

Эпос — это соразмышление повествователя и его слушателей (а позже — читателей) о смысле происшедших событий. Размышление требует спокойного, трезвого взгляда на вещи. Часто говорят: “Рассказано с эпическим спокойствием”. В самом деле, Гомер, к примеру, с одинаковой обстоятельностью, “не опуская глаз”, рассказывает и о том, как циклоп доит своё стадо, и о том, как он убивает и ест спутников Одиссея. Вернее, рассказывает об этом в поэме сам Одиссей, но и он не привносит в рассказ своих чувств: страха, жалости, отчаянья. Его отделяет от этих событий пройденный путь и прожитые годы — эпическая дистанция, которая придаёт взгляду отстранение.

Лирика, напротив, более всего занята изображением чувств человека, его внутреннего состояния. Даже если лирическое произведение описывает какие-то предметы и события, описание всегда окрашено личным, субъективным отношением. Это отношение и есть главный предмет изображения. Когда мы читаем в стихах Пушкина:

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь, —

Нас интересует не столько описание комнаты и печки (которого, вообще-то говоря, здесь и нет), сколько впечатление уюта, радости, тепла и света, которое встаёт из этих строк.

Лирика — это сопереживание читателя автору стихотворения. Лирика требует не отстранения, а наоборот, погружения читателя (слушателя) в чувства и настроения — и авторские, и в свои собственные, потому что, если мы не угадаем за авторскими словами что-то уже знакомое нам по внутреннему опыту, стихи останутся для нас как бы письмом на непонятном языке. Когда мы не понимаем стихи, мы просто не замечаем, не слышим в них того главного, о чём идёт речь.

Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный мир другого человека. Оказывается, нам гораздо легче это сделать, если лирический текст соединён с музыкой. Слово “лирика” по-гречески означает “произносимый под звуки лиры” — струнного музыкального инструмента, который, как считали древние греки, когда-то изобрёл бог Гермес и передал Аполлону — покровителю искусств. Само название лирики показывает, что она глубинной своей сутью родственна музыке — искусству, которое умеет выражать человеческие чувства, не называя их.

Это родство объясняет нам, почему лирике свойственны ритм и мера. Ритм, напевность, музыкальность помогают лирическим произведениям выразить то, что не всегда вмещают слова. Или можно сказать по-другому: музыка стиха заставляет слова выражать больше, чем они могут выразить в обычной речи. Ритм стиха сам вводит нас в нужное настроение. Сравните, например, два описания лунной зимней ночи в пушкинских стихах:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна...

(«Зимняя дорога») — спокойное, светлое, печальное;

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий...

(«Бесы») — напряжённое, тревожное, как сильные удары сердца

Чтение стихов, как и пение песен — если говорить не о подделках, а о настоящем искусстве, — это одновременно и наслаждение, и труд души.

Драма по-гречески значит “действие”. В ней не рассказывается о совершившихся событиях, а показываются события, как бы происходящие на наших глазах. Автор драмы не имеет возможности говорить “от себя”: всё, что он хочет сказать, должно быть понятно зрителю из событий, происходящих на сцене, и разговоров действующих лиц. При этом зритель вникает в события чужой жизни и начинает переживать их так, будто они близко касаются его самого. В театре (особенно в детском) часто случается, что зрители забывают, что перед ними пьеса, написанная драматургом. Бывает, что они волнуются, кричат, пытаются изменить ход действия: кого-то предупредить, кому-то помешать...

Если эпос — это соразмышление, а лирика — сопереживание, то драма делает зрителя буквально “соучастником” событий.

Долгое время драма не мыслилась и не существовала вне театра, и этим объясняются многие её особенности. Действие в драме ограничено строгими рамками. Оно должно иметь логическое начало (завязку), развитие действия и конец (развязку). Ожидание развязки держит зрителя в напряжении, которое в какие-то моменты действия нарастает, становится захватывающе острым. Такие моменты называются кульминациями — точками наивысшего напряжения действия.

К эпосу относятся следующие жанры: сказка, басня, былина, древние эпические поэмы, роман, повесть и рассказ.

В древности и в Средневековье выделялось множество лирических жанров: гимн, послание, ода, элегия, сонет, рондо, песня, романс и т.д. Но в XIX–XX веках лирические произведения чаще всего называются просто “стихотворение”, без деления на жанры.

К драме относятся трагедия, комедия и средний жанр — просто серьёзная пьеса, не такая глубокая и возвышенная, как трагедия; такие “средние” пьесы, как и весь род, называют драмами.

Есть произведения, в которых сочетаются черты сразу двух родов. В частности, существует довольно большой круг лиро-эпических произведений, в которых лирика (передача чувств) сочетается с эпосом (описанием событий). К примеру, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — это лиро-эпическое произведение.

3.Закрепление

-В чем вы видите различия произведений эпических, лирических и драматических жанров?

Ответить на вопросы

1. Особая форма лиро-эпической повествовательной поэзии на историческую или легендарную тему.

2. Драматическое произведение с юмористическим или сатирическим сюжетом, а также представление его на сцене.

3. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

4. Драматическое произведение для театрального представления.

5. Литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом для исполнения на сцене.

6. Большое стихотворное произведение лиро-эпического характера.

7. Драматическое произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

8. Музыкальное произведение, музыкальная пьеса, народная песня или инструментальная импровизация.

9. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

10. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

11. Русская народная эпическая песня о богатырях, героических событиях или эпизодах национальной истории.

12. Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы.

13. Жанр художественной литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха.

14. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, обычно с участием волшебных, фантастических сил.

15. Небольшая повесть, рассказ.

16. Основной жанр повествовательной прозы в форме произведения небольшого размера

Тема занятия №11-12


Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

заданную тему.

I Роды и жанры литературы
Читаем теоретический материал

Роды литературы

Жанры

Эпос

Рассказы, повести, романы

Лирика

Стихотворения, поэмы

Драма

Пьеса-сказка, драма



II Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)
Активизируем знания, которые есть у детей к 5 классу.
— Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?
Как правило, дети уже знают, что такое мораль басни, читали басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Мартышка и очки», «Квартет», «Мужик и Медведь» и некоторые другие. Предложим тем, кто повторил басни, прочитать их наизусть.
Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
— Что такое мораль басни?
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Информационная часть.Басня — очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа 1.

ЭЗОП
ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

ВОЛЫ И ОСЬ

Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! Мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»
Так и некоторые люди: другие трудятся, а они притворяются измученными.

ЛИСИЦА И СОБАКИ

Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я приласкаю тебя по-собачьему!»
Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.

Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:
Эзопов язык — язык иносказаний.

В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами 2.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого урока ему не понадобится.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им лакомится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

ИЗРЕЧЕНИЕ СОКРАТА

Сократ однажды строил дом,
Каждый судил о нем по-своему:
Иному комнаты казались,
Право, дурны для такого хозяина,
Другой бранил внешний вид, но все
Твердили, что дом непомерно мал:
«Разве это дом? Повернуться негде!» —
«Ах, было б у меня столько истинных друзей,
Чтоб его наполнить!» — сказал Сократ.
И мудрец был прав:
Для таких его дом даже слишком был велик.
Каждый зовет себя другом, но глупец, кто этому верит:
Слыть другом — ничего нет легче,
Быть другом — ничего нет реже.

В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

Тема занятий № 13-14 Тема урока: Сказка. Виды сказок. Особенности. Строение. Понятие о бродячем сюжете.

Цели и задачи:

1.Познакомиться с новым литературным жанром.

2.Рассказать об особенностях «сказки» и её видах.

3.Продолжить работу над навыками выразительного чтения.

4. Учить навыкам первоначального анализа.

5.Воспитать любовь к русскому народному творчеству, нравственным идеалам.

Ученики должны:

1.Понять термин «сказка».

2.Запомнить виды сказок.

3.Формировать навыки выразительного чтения.

4.Уяснить особенности анализа сказок.

5.Заинтересоваться прочтением жанров фольклора.

Элементы содержания урока:

Понятия:Сказка. Виды сказок. Композиция. Сюжет.

Дата

Тема урока «Сказка. Виды сказок. Особенности. Строение»

Эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!..» А.С.Пушкин

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Актуализация темы. Видеофрагмент.

Просмотр мультфильма по мотивам русской народной сказки «Морозко».

- Наше занятие посвящёно СКАЗКЕ. Мы познакомимся с видами сказки, её особенностями, узнаем, как строится сказка.

- Подберите и запишите к слову «сказка» однокоренные слова.

- Итак, сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном.

- Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас сможет вспомнить. Приведите примеры!

Интересно происхождение термина «сказка». Слово «сказка» в нынешнем значении, как утверждают учёные, существует недолго. Памятники письменности свидетельствуют о том, что в Древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями».

- Сейчас мы увидим, как строится сказка.

Стрелка вниз: концовка Как строится сказка

Дуга: Дуга: Присказка зачин Правая фигурная скобка: сказ i

Вот избушка! Ступеньки при входе в избушку – присказка, зачин. То, что внутри избушки, – сказ. Крыша – концовка.

- Присказка должна подготовить слушателя для восприятия сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка.

* «Было это на море, на океане…», «На острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн…» и др.

Зачин (начало), как и присказка, кладёт грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. В зачине определяются герои сказки, место и время действия.

* «Жили-были…», «Жил-был…», «Попался было бирюк в капкан..» и др.

Сказ – содержание сказки.

Концовка подводит итог развитию сказочного действия.

* «А бык со своими друзьями и до сих пор живёт в своей хате. Живут поживают и добра наживают», «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт», «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает» и др.

Закрепление полученных знаний.

Приведите примеры элементов строения сказки из читательского опыта.

НАПРИМЕР

* Присказки, зачин:

- В некотором царстве в некотором государстве…

Вывод документа: