Искусство — «МОУ Школа №132 имени Н.В.Поповой г. Донецка»

Искусство

Тема. Искусство классицизма и романтизма.

Разница между классицизмом и романтизмом
Классицизм и романтизм – направления в литературе и искусстве. Каждому из них присущи свои принципы и средства художественной выразительности. Выясним, чем отличается классицизм от романтизма, сравнив их характерные особенности.
Общие сведения
Классицизм исторически пришел на смену барокко. Его эпоха охватывает больше чем 150 лет. Своим рождением в XVII веке классицизм обязан французским писателям и поэтам. Ведущими представителями этого направления стали Франсуа де Малерб, Пьер Корнель, Мольер и другие. В России классицизм развился поздней – в XVIII веке. М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Кантемир – имена знаменитых русских классицистов.
Российский и западноевропейский классицизм базировались на одних и тех же принципах, но в произведениях отчетливо прослеживается определенная специфика. В частности, западноевропейские классицисты опирались на искусство античности, считая его идеальным эстетическим образцом, русские же писатели чаще обращались к национальной истории.
Первые объединения представителей другого направления – романтизма (предвестником в этом случае был сентиментализм) – стали создаваться в Германии в XVIII веке. Вскоре романтизм начал распространяться в других европейских странах (Англии, Франции), а затем дошел до США и России.
Среди знаменитых романтиков следует назвать Г. Гейне, В. Гюго, Дж. Байрона, В. Жуковского, К. Рылеева. Доминирующая роль романтизма в литературе длилась недолго – порядка тридцати лет, но его значение для мировой культуры огромно.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
Тема. Искусство Ренессанса и барокко
Ренессанс и барокко являли собой культурный расцвет стран Западной Европы. Они возникли на фоне кардинальных изменений в общественных отношениях. Несмотря на то что обе эпохи воспевали прекрасное и привнесли в развитие культуры много нового, осуществлялось это разными методами и путями. Поэтому вопрос, чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс, волновал человека всегда. Востребован он и сейчас.

Ренессанс и барокко — происхождение и общие черты
Ренессанс (с итал. «возрождение») как стиль возник в Италии в начале ХІV в. и просуществовал до конца XVI в. Он пришел на смену культуре Средних веков и предшествовал Просвещению и Новому времени.
Появляется большой интерес к античной архитектуре, что приводит к ее воссозданию. Культура в эпоху Возрождения носила мирской характер, ярко проявляла интерес к человеку. Во времена ренессанса были заложены основы гуманистического мировоззрения — уважение и свобода личности. Это отражалось в науке, литературе, живописи.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
Тема. Искусство Средневековья. Романский, готический стили.

Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья, будем учиться их различать.
Работа в тетради.
Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.
• Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
• Капитель – венчающая часть колонны или столба.
• Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
• Портал – архитектурно оформленный вход в здание.
• Тимпан – углубленная часть арки над входом.
• Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.
• Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
• Фронтон – верхняя треугольная часть фасада храма.

Термин “романское искусство” появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X -XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого “романского” зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название “романское искусство” сохранилось.
Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.
Работа в тетради.
Термин “романское искусство” возник в XIX веке, так обозначают стиль европейского искусства X- XII веков.

В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. (материалы урока размещены в файле для скачивания)
Тема. Колыбель европейской цивилизации. Искусство Древней Греции и Древнего Рима
«Древняя история развивалась не только во времени — она перемещалась и в про¬странстве. То одни, то другие народы стано¬вились носителями человеческого прогрес¬са, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, на¬долго погружались в сумерки...» (Н. А. Дмит¬риева, Н. А. Виноградова)
На смену древним цивилизациям пришла культура, которая стала основой, колыбелью всей европейской цивилизации. Ее идеалом стал образ человека-гражданина, гармонич¬но развитого физически и духовно. Шедев¬ры этой средиземноморской культуры на протяжении несколь¬ких столетий вдохновляли поэтов и художников, драматургов и композиторов. Проникнутые радостью, светом, верой в достоин¬ство, красоту и ценность человека, они и сегодня продолжают «до¬ставлять нам художественное наслаждение и в известном отно¬шении служат нормой и недосягаемым образцом».
Как же называлась эта культура?
Конечно, это античная культу¬ра. Возникла она в свободных городах-государствах Древней Гре¬ции, а позднее и в покорившем ее Риме.
Что же такое античность? Как возник этот термин?
Антично¬стью называют весь полуторатысячный период от возникнове¬ния в I тыс. до н. э. Древней Греции и до гибели Римской импе¬рии в V в. н. э. А античной культурой называют культуру Древней Греции и Древнего Рима в соответствующий исторический пе¬риод.
Слово «античность» произошло от латинского «antiques» — «древний». Возник этот термин впервые в XV в. в средневековой Италии, где в борьбе с церковной традицией утверждалась новая культура эпохи Возрождения, которая не знала восточных циви¬лизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Спустя некоторое время термин «античность» вошел в европейс¬кую культуру.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
ТЕМА. Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток
(Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока).
Сегодняшний урок мне хочется начать словами из фрагмента древнеегипетского свитка «Исповедь страдания»
«Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних… Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла».
1. Зарождение цивилизации
Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тысяч лет назад, когда на территории нашей страны были ещё непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств и просуществовало три тысячелетия.
--Изучение Египта началось лишь в 19 веке. Для удобства изучения учёные разделили историю Древнего Египта на несколько условных периодов. Но, что касается дат, то они и сегодня не отличаются особой точностью, особенно даты ранней эпохи (могут быть ошибки почти в сто лет).
Исторические этапы развития Древнего Египта
1. Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)
2. Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)
3. Древнее царство (ІІІ – VІ династии. 28 – 23-й вв. до н.э.)
4. Среднее царство (ХІ – ХІІІ династии. 21 – 18-й вв. до н.э.)
5. Новое царство (ХVІІІ – ХХ династии. 16 – 11-й вв. до н.э.)
6. Позднее время (ХХІ – ХХХ династии. 11-й в. – 332 г. До н.э.)
--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.
--Рассмотрим, что представляет собой ранний период истории Древнего Египта.
--Египет не всегда был единым государством. В додинастический период на этой территории существовали отдельные области – номы (область, круг). Каждый ном имел своё войско, герб, богов-покровителей, вождя.
--Позднее номы объединились в два царства – Верхний Египет на юге, и Нижний Египет на Севере.
--Таким образом, сложилось два централизованных государства. Каждым царством правил свой царь.
--Цари Верхнего Египта носили короны белого цвета
--Цари Нижнего Египта носили красные короны.
--Между царствами началась борьба за превосходство, сопровождавшаяся длительными, тянувшимися столетия кровопролитными войнами.
-- Около 3000 г. До н.э. Юг (Верхний Египет) одержал победу. Царь Верхнего Египта Менес объединил два царства под своей властью. Он и считается основателем первой династии. На границе двух царств Менес основал столицу объединённого Египта – Мемфис (это греч название. Египтяне называли его Хет-Ка_Птах –«крепость Птаха».
--Затем царь женился на царевне из Нижнего Египта и даровал своему сыну наследственную власть над всем Египтом. Официальным титулом фараона стал титул «Царь Верхнего и Нижнего Египта» или «Владыка обеих земель»). Царская двойная корона объединила в себе белую и красную короны.
--Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «..египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
(материал урока размещен в файле для скачивания)
Художественные стили и направления
Стиль – это художественное выражение восприятия мира, свойственного людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Стиль проявляется и на уровне индивидуального творчества художника.
Стиль (др.-греч. στύλος, лат. stylus — стержень, палочка для письма) — одна из основных категорий искусствознания. Уникальная целостность всех элементов содержания и формы художественного произведения, включающая его в исторический ряд схожих произведений, характеризуемых единством места и времени создания. В иной формулировке: особое качество формы произведения искусства, достигаемое целостностью творческого метода, способов формообразования, приёмов композиции, индивидуальной манеры и техники, свойственных художникам определённого исторического периода. Изучение стилей – главный вопрос искусствознания. При этом широко используется метод сравнительного анализа, позволяющий точнее установить, где, когда и кем было создано произведение.
Каждый исторический стиль возникает закономерно. Развиваясь из предыдущих стилей. Четких границ между ними может и не быть, главное – чтобы осуществлялось непрерывное развитие художественного мышления в исторических категориях стиля. Важнейшие этапы истории изобразительного искусства и зодчества неповторимы, и лучшее из достигнутого в каждую эпоху входит в совокупный опыт национального и мирового искусства.
Хорошо известно, что в одну историческую эпоху могут сосуществовать художественные стили, идейные установки которые прямо противоположны. Например, классицизм и барокко в XVII веке, романтизм и реализм – в XIX веке и др.
Наименование региональных художественных стилей складывались по именам правителей (стиль Людовика XIV), по национальным признакам (итальянский маньеризм, русский ампир, немецкое барокко), по географическим названиям (помпейский стиль росписи, московский стиль живописи, петербургский стиль графики), по месту и материалу производства художественных изделий (китайский фарфор, египетское стекло) и др.
Следует понятие стиля как исторически возникшей художественной категории (готика, барокко, рококо, классицизм и др.) от употребления этого слова для обозначения манеры, почерка художника. Замысел художника, выраженный в стиле его работы, зависит от личности творца и от времени и места создания произведения. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художника надо обращать внимание на то, какие средства художественной выразительности он выбирает, какими композиционными приемами пользуется, как передает характер движения, что предпочитает, моделируя форму, – линию, пятно, силует, свет или цвет.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
Тема. Искусство и мир человека

«Красиво жить - не просто звук пустой,
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
Трудом, борьбой - тот жизнь красиво прожил…
(Иоганесс Бехер).
В наиболее широком смысле искусство- это мастерство, продукт, итог от которого доставляет эстетическое удовольствие. Главное в том, что его нужно суметь заметить ,разглядеть, понять.
Искусство очень многогранно …Это- душа человека, это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывают разные события, эпохи.
Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.
Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.
Вопрос, какую роль играет искусство в жизни человека, является очень древним, как и самые первые попытки его теоретического осмысления. (материалы урока размещены в файле для скачивания)
ТЕМА. Через искусство к «портрету» эпохи.
Если проследить за развитием общества в его исторической перспективе, то можно заметить, что искусство становится выразителем не просто идей или социальных проблем общества. Оно выражает психические и эмоциональные особенности в каждом данном отрезке времени того или иного общества, устанавливая равновесие между духовными запросами и реальной жизнью. И именно эта эмоционально-психологическая составляющая очень хорошо накладывается на социально-экономическое состояние общества и отражает прогресс не только экономический, но и духовно-нравственный.
Когда утвердилось классовое общество и богатые стали жить по определенным законам правонаследования, родственных связей и прав, когда свободные связи и увлечения стали грозить институту собственности и затруднять упорядоченные взаимоотношения богатых родов, появились светские законы поведения, определенные условности и нормы, называемые куртуазностью и этикетом. Появились придворные танцы, мода, музыка и стихосложение, призванные умирять страсти и облагораживать порывы. А для простого народа появилась церковь с ее молитвенной медитацией. Вначале простое одноголосное пение сложилось в красивое нежное многоголосие. А что было в этот период в христианских государствах? Бесконечная борьба за власть, за клочки территорий, за право владеть и обладать.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
Теа́тр (греч. место для зрелищ, затем зрелище зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр


История театра .Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.


Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны. Античный театр Древнегреческий театр родился из мистерий, (совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые). Зачастую представляли собой театрализованные представления, посвященными богам покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров», одетых в козлиные шкуры, распевал песни (дифирамбы), содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово « трагедия » (буквально «песнь козлов») Посвящение в дионисийские таинства. Фреска виллы Мистерий, Помпеи. (презентация урока размещена в файле для скачивания
Урок № 26.
ТЕМА. Синтез искусств - органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ - ( греч. synthesis — соединение, сочетание) — органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. С. и. реализуется в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла, стиля, исполнения, но созданных по законам различных видов искусства. Исторически развитие С. и. связано со стремлением воплотить в искусстве идеал целостной личности, выражающей идею социального прогресса, величие и силу творческого гения. В истории мирового искусства сложились три основные формы С. и-, пришедшие на смену синкретизму народного искусства и четко разграниченной системе видов иск-ва, возникшей в древности.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
ТЕМА. Методы кинематографа. Виды кино. Жанры кинематографа.
Киноиску́сство — вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении, как правило, в сопровождении звука. Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Технологические истоки указывают на две принципиальные составляющие кинематографа: фотография (фиксация световых лучей) и движение (динамика визуальных образов). Фотографический принцип связывает кино с изобразительной традицией, идущей от живописи, то есть связывает кино с идеей искусства. «Движущаяся картинка» ведёт своё начало от балагана, ярмарочных аттракционов, иллюзионов, то есть традиций массового, развлекательного зрелища.
Кино и другие виды искусства
На момент зарождения кино первыми основами нового искусства стали литература, театр и живопись.
Литература дала кинематографу:
• сюжетное построение фильма, то есть сценарий.
• подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события (принцип ракурсного видения).
• принцип монтажного построения и редактирования.
Разница между кино и литературой такова: образы в литературе умозрительные, а в кино визуальные.
Театр дал кинематографу:
• опыт построения объёмных декораций.
• систему и методику разводки актёров при постановке тех или иных мизансцен.
• метод подбора актёров на роль.
Живопись дала кинематографу:
• композицию/построение кадра.
• организацию цветового решения.
Киноискусство включает драматургические, языковые, музыкальные, живописно-пластические элементы, игру актёров. Киноискусство не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку, или живопись, а перерабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества. Появление новых технических средств аудиовизуальной коммуникации не приводит к вытеснению и гибели киноискусства, а расширяет сферу художественного творчества, а также предоставляет новые возможности.
Художественные особенности
Среди теоретико-художественных концепций, особо повлиявших на развитие и киноэстетики, и самого киноискусства второй половины XX - начала XXI вв., выделены: концепция «тотального реализма» (А. Базен); концепция так называемого «фотографического» или «феноменологического» реализма (3. Кракауэр); концепция «визуального кинематографа» (П. Гринуэй); концепция кино как «недовоплощённой» общественной жизни[
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
ТЕМА. Экранные искусства. Телевидение как искусство и средство коммуникации.

Телевидение (от греч. tele — вдаль, далеко и лат. video — вижу) — одно из мощных средств массовой информации, имеет новые изобразительные возможности. С помощью телевидения происходит передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи. Первые телепередачи начались в Москве еще в 1935 г. Они были посвящены жизни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту. Сегодня все большее распространение получают телепроекты, ориентирующие зрителя на интерактивное общение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интернет-голосованием, sms-сообщениями. Это игры и конкурсы («Фабрика звезд», «Народный артист», «Ледниковый период», «Танцы со звездами» и др.). Особое значение в этих передачах имеет синтез искусств: разговорный жанр, театрализация, музыка различных жанров. Роль музыки в этих программах неоднозначна. В одних она
выполняет фоновую или чисто развлекательную функцию, в других — нацеливает зрителей на более глубокое восприятие образов, создаваемых артистами.
Телевидение, как и кино, обладает способностью к монтажу. Как и кино, телевидение способно показать человека или предмет в разной крупности, в разных масштабах изображения. Из этого вытекает понятие плана, т.е. крупности – еще одно важнейшее обстоятельство, сближающее телевидение с кинематографом. Множество очевидных качеств, сближающих телевидение с кинематографом, заслоняет в сознании не столь очевидные черты различия между телевидением и кино. Однако различия существуют.
- Телевидение заимствовало у кино его язык. Но при этом прямое телевидение не утратило « эффект присутствия» В самом деле, на киноэкране можно видеть те события, те предметы и тех людей, которые находились перед объективом в прошлом. Телевидение способно показать на экране образ настоящего. Такова основная природная особенность телевидения, отличающая его от кино. Телезритель имеет дело с настоящим, следовательно, его чувства носят иной характер – это переживания, одновременное с происходящими событиями. Природная способность телевидения передать на расстояние звукозрительный образ события, действия – для его восприятия зрителем одновременно с этим событием. Другое важное отличие телевидения от кино – условие просмотра и характер аудитории. Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана телевизора, определенный размер помещения, в этом случае устанавливается между зрителем и человеком на экране контакт особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту. Это требует от телевизионного коммуникатора особых качеств его духовной и физической личности. То есть, условия восприятия программы есть причина особого характера общения между телеэкраном и аудиторией. Телевидение функционирует непрерывно.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
Хореография -вид сценического искусства
Хореогра́фия, хореографи́ческое иску́сство (от др.-греч. χορεία — хороводная пляска, хоровод + γράφω — записывать, писать) — искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение — искусство записи танца балетмейстером.
Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме и других странах. Однако применительно к танцевальным представлениям прошлого термин «балет» не употреблялся.
Слово «хореография» появилось около 1700 года, как название для появлявшихся тогда систем стенографирования танцев. Впоследствии смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и даже к танцевальному искусству в целом. Постановку сходных с танцами искусств, например, фигурного катания или фигурного вождения, также называют хореографией.
В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящей энциклопедии хореография рассматривается как совокупность двух областей — искусства балета и искусства танца.
Балет — высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления. Главное выразительное средство балета — система европейского классического танца. В исторически сформировавшейся программе подготовки артистов балета классический танец является базой, формирующей комплекс из следующих дисциплин сценического танца: дуэтноклассический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, современный танец и актёрское мастерство.
В основе выразительных средств балета лежит сценический танец — один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене. К разновидностям сценического танца в балете относятся: дуэтно-классический танец, характерный танец (др. наим. — народно-характерный), исторический танец, а также используемые в балетах виды современного танца.
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
Ребята, сейчас нам предстоит интересный разговор о театре, его истории и художественно - выразительных средствах.
Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: «Почему театральное искусство относят к синтетическим видам искусства? Что делает театр самобытным видом искусства? Почему это древнейшее искусство не умерло вместе с древними цивилизациями его породившими? »
- Согласны ли вы со словами У. Шекспира?
- Почему в качестве эпиграфа, были выбраны именно стихи
У. Шекспира?
- Любите ли вы ходить в театр?
- Давно ли вы были в театре? а в кинотеатре?
- Почему мы всё меньше ходим в театр, предпочитая кинотеатры?
- Как вы думаете - так было всегда?
Давайте обратимся к древней истории.
Скажите, пожалуйста, человек всегда любил зрелища?
Давайте вместе попробуем проследить историю возникновения театра.
История театра уходит своими корнями далеко-далеко в прошлое человечества. Первые сценические постановки можно было увидеть в ритуальных обрядах, которыми сопровождались все значимые для первобытных людей события. Например, перед охотой, от удачности которой зависела жизнь племени, мужчины разделяли роли – кто-то становился зверем, кто-то охотником. Человек-зверь в точности копировал поведение и повадки кого-либо животного. Даже одевал его шкуру, наносил на лицо характерные мазки краски, придавая сходство с животным (это ли не театральный грим?).
Охотники оттачивали своё мастерство, ловкость владения охотничьим снаряжением в танцах-пантомимах, имитируя, практически, реальную охоту. Импровизация приветствовалась – зверь хитёр и опасен, надо было быть готовым к самым его неожиданным действиям. Всё это происходило под непрерывный звук ритмичных ударов (вот и первые музыканты).
Женщины и дети с огромным интересом наблюдали за этим зрелищем, они были первыми зрителями.
Теперь мы перенесёмся в Древнюю Грецию на весёлый праздник. Уважаемые ребята, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. Включите, пожалуйста, ваше воображение на полную мощность.
(материалы урока доступны в файле для скачивания)
Музыкально-театральные направления музыки. Музыка массовых жанров

Музыкально-театральные жанры
• Опера
• Оперетта
• Моноопера и монодрама
• Трагедия
• Комедия
• Мюзикл
• Водевиль
• Мелодрама

Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т.п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и музыкального спектакля.

Драматургия музыкальная - система выразит. средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценич. жанра (опере, балете, оперетте).
В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.
ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.
Либретто (ит. маленькая книжечка) - краткое содержание музыкального спектакля.

По законам театра опера делится на действия (акты), действия - на картины, а картины - на сцены.
Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спектакля.
(материалы урока доступны в файле для скачивания)
← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-15 из 18