Химия — «МБОУ Школа №132 имени Н.В.Поповой г. Донецка»

Химия

Смотрим видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=ZBFuWNqHamg
Дом.задание- описать, где применяют карбоновые кислоты.
Карбоновые кислоты
Физические свойства карбоновых кислот изменяются постепенно с ростом длины углеродной цепи. Первые одиннадцать кислот являются жидкостями. Они имеют сильный резкий запах. Высшие представители класса, начиная с двенадцатого, - твердые бесцветные воскообразные вещества, не имеющие запаха.
Наиболее интересными представителями являются муравьиная кислота, уксусная кислота, пропановая кислота, масляная, валериановая.
Муравьиная или метановая кислота - бесцветная жидкость с резким запахом, вызывает на коже ожоги. Название „мурушина” связана с тем, что она содержится в выделениях муравьев, и в небольшом количестве в моче и поте животных.
Муравьиная кислота была открыта в 1794 г. немецким химиком Андреасом-Сигизмундом Маркграфом в кислых выделениях рыжих муравьев. Впервые муравьиная кислота синтетически была синтезирована французским химиком Т. Пелузом в 1831г.
Спиртовые растворы муравьиной кислоты (1% муравьиный спирт) применяется в фармации как раздражающее средство при невралгиях, миозитах, причем в прошлом при лечении ревматических болей и радикулитов источником лекарств были живые муравьи.
Также муравьиная кислота обладает бактерицидными свойствами, ее применяют как консервант во время заготовки силоса.
Уксусная, или этановая кислота - бесцветная жидкость с резким запахом, кислая на вкус.
Образуется в процессе гниения и брожения. Содержится в растениях и выделениях животных. Это первая кислота, которая стала известна человечеству, в виде уксуса, который образуется во время брожения вина.
Столовый уксус (3 – 9% растворы уксусной кислоты) используют как вкусовую приправу и консервант, например, во время изготовления маринадов. Образующаяся кислая среда подавляет развитие гнилостных бактерий и плесневелых грибков. Уксусом как пищевой приправой начали пользоваться почти 3000 лет назад, тебе уксус был единственной пищевой кислотой и его название отождествлялась с самим представлением о кислое и кислоты. Уксус образовывался при скисании вина.
Синтетически уксусная кислота впервые получена в 1700г.
За -16 * С концентрированная уксусная кислота „замерзает”, ее кристаллы напоминают лед, поэтому 100% уксусную кислоту называют ледяной, 70 – 80% - уксусная эссенция.

13.05. Спирты

12:36
Записать конспект.
Химичесике свойства спиртов:
1. Взаимодействие со щелочными и щелочноземельными металлами:
2Na + 2C2H5OH → 2C2H5ONa + H2↑
2. Окисление спиртов обычно проводят сильными окислителями или в кислой среде. При этом действие окислителя направляется на тот атом углерода, который связан с гидроксо-группой. В зависимости от природы спирта и условий проведения реакции могут образовываться различные продукты: альдегиды или кетоны, а потом карбоновые кислоты.
R –CH2 – OH + [O]→ R –C =O + H2↑
\
H
альдегид
R – CH – R + [O] → R – C –R + H2↑
||
O
Кетон
3. Горение.
C2H5OH + 3O2 → 2CO2↑ + 3H2O
Мы рассмотрели с вами х6имические свойства. Какой следующий пункт по плану?
Получение спиртов.
1. Промышленный способ – гидратация этилена или реакция Кучерова ( присоединение молекулы воды)
C2H4 + H2O → C2H5OH
Содержит примесь метанола и называют техническим спиртом.
2. Спиртовое брожение:
C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2↑
Химические свойства.
Химические свойства алкенов обусловлены в первую очередь присутствием в их молекулах двойной углерод-углеродной связи С=С. Так как двойная связь легко разрывается, алкены способны присоединять атомы других элементов. В связи с этим алкены вступают в реакции:
По химическим свойствам этилен резко отличается от этана, что обусловлено электронным строением его молекулы. Имея в молекуле двойную связь, состоящую из - и -связей, этилен способен присоединять два одновалентных атома или радикала за счет разрыва -связи.
Способность к реакциям присоединения характерна для всех алкенов.
1. Присоединение водорода (реакция гидрирования):

2. Присоединение галогенов (реакция галогенирования):

При добавлении к алкену брома (в виде бромной воды) бурая окраска брома быстро исчезает. Эта реакция является качественной на двойную связь.
3. Присоединение галогеноводородов (реакция гидрогалогенирования):

Если исходный алкен несимметричен, то реакция протекает по правилу Марковникова.
Присоединение галогеноводородов к непредельным соединениям идет по ионному механизму.
4. Присоединение воды (реакция гидратации):

Этой реакцией пользуются для получения этилового спирта в промышленности.
5.Полимеризация (Процесс соединения одинаковых молекул в более крупную молекулу):



В результате реакции образуются полимеры .Поли- много (греч.)
Алкены так же горят в кислороде коптящим пламенем, что объясняется их непредельным характером.
С2Н4 + 3О2 2СО2↑+ 2Н2О
При действии на этилен водного раствора КМnO4 (при нормальных условиях) происходит образование двухатомного спирта — этиленгликоля:
3H2C=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → 3HOCH2—CH2OH + 2MnO2 + KOH
Эта реакция является качественной: фиолетовая окраска раствора перманганата калия изменяется при добавлении к нему непредельного соединения.

6. Получение этилена.
Алкены в промышленности получают путём отщепления водорода в молекулах соответствующих алканов.
С2Н6 С2Н4+ Н2↑
Реакции разложения углеводородов, протекающие с выделением водорода, называют реакцией дегидрирования.
Дом.задание-написать недостающие уравнения.
Составить конспект параграфа 52.С какими новыми терминами и понятиями вы ознакомились впервые?
Ответ: sp3- гибридизация, сигма- связь, тетраэдричекое строение.
Что такое sp3- гибридизация?
Ответ: вид гибридизации атомов Карбона, при которой 2s- орбиталь и три 2р- орбитали атома Карбона превращаются в 4 одинаковых орбитали, имеющие вид объёмных несимметричных восьмерок.
Назовите виды химической связи в молекуле метана.
Ответ: ковалентные связи слабополярные сигма- связи.
Как образуется сигма- связь?
Ответ: Сигма- связь- это ковалентная связь, образованная в результате перекрывания орбиталей вдоль линии связи.
Какими свойствами обладает сигма- связь?
Ответ: связь крепкая, имеет значительную энергию.
Какую пространственную форму имеет молекула метана?
Ответ: молекула метана имеет тетраэдрическое строение.
Какие физические свойства проявляет молекула метана?
Ответ: метан- газ, без цвета, без запаха, без вкуса, легче воздуха, практически не растворим в воде, t пл.= -182,50С, t кип.=- 161,60С, горючий.
Где в природе встречается метан?
Ответ: он является главной составляющей многих горючих газов, как природных( 90-98 % природного газа), так и тех, которые выделяются во время сухой перегонки древесины, торфа, каменного угля, а также в процессе крекинга нефти. Метан поднимается со дна болот и каменноугольных пластов, где он образуется в процессе медленного разложения растительных остатков без доступа воздуха.
Почему во время работы в шахтных выработках необходимо применять специальное оборудование для контроля за уровнем метана?
Ответ: метан взрывоопасный, не имеет запаха, вкуса, цвета.
Чем опасны выбросы метана в шахтах?
Ответ: метан- горючий газ.
Записать уравнение горения метана. Укажите тип реакции по разным признакам.
Задание - Выучить положения теории.
Основные положения теории.
1. Атомы в молекулах органических веществ соединены между собой химическими связями в определенной последовательности согласно их валентности. Углерод в органических соединениях всегда четырехвалентен.
Формулы строения:
а) структурная формула - описывает порядок соединения атомов в молекуле, т.е. ее химическое строение. Химические связи в структурной формуле изображают черточками. Связь между водородом и другими атомами обычно не указывается (такие формулы называются сокращенными структурными).
Например, полная и сокращенная структурные формулы н-бутана C4H10 имеют вид:
Н Н Н Н
׀ ׀ ׀ ׀
Н – С – С – С – С – Н СН3 – СН2 – СН2 – СН3
׀ ׀ ׀ ׀
Н Н Н Н
полная структурная формула сокращенная структурная формула
б) молекулярная (брутто) формула C4H10, показывает только, какие элементы и в каком соотношении входят в состав вещества (т.е. качественный и количественный элементный состав), но не отражает порядка связывания атомов.
2. Свойства органических веществ зависят не только от их качественного и количественного состава, но и от порядка их расположения атомов в молекуле, т.е. от химического строения молекулы.
Например, н-бутан и изобутан имеют одну молекулярную формулу C4H10, но разную последовательность связей
Н Н Н Н Н Н Н
׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀ ׀
Н – С – С – С – С – Н Н – С – С – С – Н
׀ ׀ ׀ ׀ ׀
Н Н Н Н Н - С -Н
׀
н-бутан Н изо-бутан
2.1. Способность атомов углерода соединяться в различном порядке друг с другом и с атомами других элементов, обусловливает явление изомерии.
2. Вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав молекул, но различное химическое строение и свойства называются изомерами.
9 класс Контрольная работа №4 по теме «Металлы».
1. Предложить три способа получения железа. Стр143.
2.Записать электронное строение натрия и калия.стр151.
3. Записать хим.свойства кальция стр157.
4.Что такое гашеная известь, известковое молоко, известковая вода?стр159
5. Доказать амфотерность гидроксида алюминия.стр169.
22.04. 9 класс Практическая работа №4 по теме «Металлы»
Цель: повторить свойства металлов.
Ход:1. Выполнить лабораторный опыт стр 145.
2. Записать химические свойства щелочных металлов стр152
3.Как устранить временную и постоянную жесткость воды? Стр161
4.Описать, что такое термит. Стр166.
5.Описать качественную реакцию на железо(2+) и (3+). Стр175
Вывод:
1. Укажите НЕхарактерное для металлов физическое свойство:
А) Хорошая электропроводность
Б) Хорошая теплопроводность
В) Хрупкость
Г) Всё вышеперечисленное верно

Металлы обладают хорошими электро- и теплопроводностью, высокой пластичностью. Хрупкость (противоположность пластичности) для металлов нехарактерна.

2. Какой из металлов взаимодействует с кислородом только при нагревании?
А) Zn
Б) Na
В) Li
Г) Ca

Щелочные и щелочноземельные металлы активно взаимодействуют с кислородом и безо всякого нагревания, а цинк - только при нагревании.

3. Продуктами реакции между натрием и водой являются...
А) Гидроксид натрия и оксид натрия
Б) Оксид натрия и водород
В) Гидроксид натрия и водород
Г) Только гидроксид натрия

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2.

4. Восстановительная активность какого металла из указанных наименьшая?
А) Fe
Б) Zn
В) Na
Г) Cu

В электрохимичском ряду напряжения металлов медь находится правее водорода (т.е. один из наименее активных). Остальные - левее водорода, т.е. их активность достаточно высока.

5. Укажите продукты реакции CuSO4 + Zn →
А) ZnSO4
Б) CuO + ZnSO4
В) ZnSO4 + Cu
Г) ZnS + CuO

CuSO4 + Zn → ZnSO4 + Cu. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.
Как элемент побочной подгруппы железо может проявлять несколько степеней окисления. Мы рассмотрим только соединения, в которых железо проявляет степени окисления +2 и +3. Таким образом, можно говорить, что у железа имеется два ряда соединений, в которых оно двух- и трехвалентно.
1) На воздухе железо легко окисляется в присутствии влаги (ржавление):

4Fe + 3O2 + 6H2 O = 4Fe(OH)3

2) Накалённая железная проволока горит в кислороде, образуя окалину - оксид железа (II,III) - вещество чёрного цвета:

3Fe + 2O2 = Fe3O4
C кислородом во влажном воздухе образуется Fe2O3*nH2O
Опыт "Взаимодействие железа с кислородом"
3) При высокой температуре (700–900°C) железо реагирует с парами воды:

3Fe + 4H2O t˚C→ Fe3O4 + 4H2
4) Железо реагирует с неметаллами при нагревании:
2Fe + 3Br2 t˚C→ 2FeBr3
Fe + S t˚C→ FeS

5) Железо легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах при обычных условиях:

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2
Fe + H2SO4(разб.) = FeSO4 + H2

6) В концентрированных кислотах – окислителях железо растворяется только при нагревании

2Fe + 6H2SO4(конц.) t˚C→ Fe2(SO4)3 + 3SO2 + 6H2O
Fe + 6HNO3(конц.) t˚C→ Fe(NO3)3 + 3NO2 + 3H2O

На холоде концентрированные азотная и серная кислоты пассивируют железо!
Опыт "Взаимодействие железа с концентрированными кислотами"
7) Железо вытесняет металлы, стоящие правее его в ряду напряжений из растворов их солей.

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Домашнее задание-составить конспект параграфов 48и49.
К каким элементам относится алюминий? Какова же его химическая активность («Электрохимический ряд напряжения металлов»)?
УЧИТЕЛЬ – А теперь подтвердим ваши выводы опытным путем . Все уравнения реакций записываются в тетрадях:
1) 4Al + 3O2 = 2Al2O3
2) 2Al + 3Br2 = 2AlBr3
3) 2Al + 6HOH = 2Al(OH)3↓ + 3H2↑

УЧИТЕЛЬ – Алюминий реагирует и с другими неметаллами, кроме водорода. Напишите реакцию с углеродом и назовите полученное соединение:
4) 4Al + 3С = Al4С3

УЧИТЕЛЬ – С какими еще сложными веществами могут вступать в реакции металлы?
Посмотрите уже известный вам опыт взаимодействия алюминия с раствором серной кислоты и запишите уравнение реакции (демонстрационный опыт):
5) 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑

УЧИТЕЛЬ – А теперь посмотрим, возможна ли реакция алюминия со щелочью (демонстрационный опыт). Запишите соответствующее уравнение реакции в тетрадь:
6) 2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OН)4] + 3H2↑

УЧИТЕЛЬ – Сделайте выводы об увиденном. К какому классу веществ можно отнести Na[Al(OН)4]?
После проверки этого задания учитель объясняет, как правильно назвать эту соль (тетрагидроксоалюминат натрия), это соединение относится к комплексным .
Иногда это уравнение записывают и по-другому:
7) 2Al + 2NaOH + 2H2O = 2NaAlO2+ 3H2↑

УЧИТЕЛЬ – К какому классу веществ относится NaAlO2?
Учитель помогает назвать эту соль (метаалюминат натрия).
Домашнее задание-составить конспект параграфа 46.
Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Находятся в главной подгруппе II группы. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра, чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.
3. Физические свойства щелочноземельных металлов?
Металлы II группы главной подгруппы - это серебристо-белые вещества, хорошо проводящие тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления, наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия, обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета.
4.Химические свойства щелочноземельных металлов.
Взаимодействие щелочноземельных металлов с простыми веществами:
1. Взаимодействие с кислородом:
а) Сa + O2 = ; б) Ва + O2 =
2. Взаимодействие с галогенами:
а) Сa + Cl2 = ; *б) Ва + Br2 =
3. Взаимодействие с азотом:
а) Сa + N2 = ; *б) Sr + N2 =
4. Взаимодействие с водородом:
а) Ca + H2 = ; *б) Sr + H2 =
5. Взаимодействие с серой:
а) Ba + S = ; *б) Sr + S =

Взаимодействие щелочных металлов со сложными веществами.
1. Взаимодействие с водой:
а) Сa + H2O = ; *б) Ва + H2O =
2. Взаимодействие с кислотами:
а) Сa + HCI = ; *б) Ва + H2SO4 =
Щелочные металлы
Щелочные металлы элементы IА группы Периодической системы Менделеева.
Щелочные металлы: Li(литий) ,Na(натрий) ,K(калий) ,Rb(рубидий) ,Cs(цезий) ,Fr(франций).
Степень окисления: +1 всегда.
Li Na K Rb Cs Fr
• Усиливаются металлические свойства;
• Усиливается восстановительная способность;
• Радиус увеличивается;
• Усиливаются основные свойства оксидов и гидроксидов.
Названы щелочными металлами, потому что оксиды щелочных металлов (IА) при обычных условиях непосредственно взаимодействуют с водой, образуя гидроксиды, которые являются растворимыми в воде основаниями — щелочами.
Домашнее задание-читать параграф 43( составить конспект).
1. Взаимодействие металлов с неметаллами
С кислородом воздуха легко взаимодействуют щелочные и ЩЗМ.
4 Li + O2 = 2 Li2O
4 Al + 3 O2= 2 Al2O3 . Составить электронный баланс для этих реакций.


Железо, цинк, медь и др.металлы менее активные металлы поэтому энергично окисляются кислородом только при нагревании:
2 Zn0 + O2 = 2 ZnO.
Золото и платина не окисляются кислородом воздуха, ни при каких условиях!
Допишите уравнения реакций взаимодействия металлов с другими неметаллами и дать названия веществам.
Al + Cl2 →
Fe + S →
Na + N2 →
2. Взаимодействие металлов с водой:
А) Активные металлы(Li – Na) + вода → гидроксид металла(щелочь) + Н2↑
Б) Металлы средней активности(Mg – Pb) + вода → оксид металла + Н2↑
В) Неактивные металлы (Bi – Au) + вода → не реагируют
Al + H2O → не реагирует
Zn + H2O → не реагирует
Проблема: почему алюминий не реагирует с водой? Это свойство имеет практическое значение, т.к. для изготовления посуды не берут калий, натрий, а именно алюминий, цинк, железо.
3. Взаимодействие металлов с кислотами:
Вопрос классу: Вспомните, как реагируют металлы с кислотами. О чем нужно помнить когда речь идет о этой реакции? (Металлы, стоящие в ряду активности до водорода вытесняют его из растворов кислот, а после водорода - не вытесняют).
Но для этой реакции есть несколько поправок.
1. Если образуется растворимая соль;
2. Кроме щелочных и щелочно-земельных металлов;
3. Кроме концентрированной серной и азотной кислот.


Zn + HCl → ZnCl2 + H2 (составить ионные уравнения)
Fe + HCl → FeCl2 + H2 (составить ионные уравнения)
Cu + HCl → не идёт (почему? Доказать!)
4. Взаимодействие металлов с солями:
Взаимодействие железа с хлоридом меди и меди с хлоридом железа.
Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu
FeCl2 + Cu → не идет
Для этой реакции тоже есть поправки, которые совпадают с первой и второй поправкой для кислот
Вывод. Более активные металлы вытесняют менее активные из растворов их солей.

Контрольные вопросы:
1.Какими металлами можно восстановить водород из раствора НС1?
2.Можно ли хранить в железной посуде растворы солей металлов?
Если можно, то соли каких металлов.
3.Какие ионы являются окислителями в молекулах азотной кислоты и концентрированной серной кислоты?
4.Какие химические реакции могут произойти, если кусочек Са поместить в водный раствор хлорида алюминия? Составить уравнения реакций.
5.Какие из предложенных реакций возможны?
a)Mg + FeCl2→
б)Mg + H3PO4 → (образуется нерастворимая соль Mg3(PO4)2)
в)К + MgCl2 → (ЩМ будет взаимодействовать с водой)
г)Ag + CuSO4 → (Ag менее активный металл, чем Сu)
д)Сu + AgNO3 →
Указать причины, по которым реакции не идут.
4. домашнее задание –читать параграфы 39-40, пользуясь текстом выполнить тест
1. В периодической системе типичные металлы расположены:
а) в верхней части
б) в нижней части
в) в правом верхнем углу
г) левом нижнем углу
2. Электронная формула наиболее активного металла:
а) 2) 2)
б) 2) 8) 2)
в) 2) 8) 18) 2)
г) 2) 8) 8) 2)

3. Тип связи, существующий в кристаллах металлов
1)ковалентная неполярная
2)ковалентная полярная
3) ионная
4) металлическая
4. В узлах кристаллических решеток металлов располагаются
1)атомы и положительные ионы металлов
2)атомы и отрицательные ионы металлов
3) молекулы
4) электроны
5. В ряду элементов Mg→Ca→Sr металлические свойства
а) не изменяются; б) усиливаются из-за увеличения атомных радиусов элементов; в) ослабевают из-за уменьшения атомных радиусов элементов;
г) усиливаются из-за увеличения числа валентных электронов в атомах
6. В ряду элементов Na→Mg→Al металлические свойства элементов:
а) возрастают из-за увеличения в атомах числа валентных электронов и уменьшения атомных радиусов;
б) уменьшаются из-за увеличения в атомах числа валентных электронов и уменьшения атомных радиусов;
в) возрастают из-за уменьшения в атомах числа валентных электронов и увеличения атомных радиусов;
г) не изменяются
7. В каком из перечисленных рядов металлы расположены в порядке увеличения атомных радиусов:
а) K; Ca; Mg; б) Al; Ga; In; в) Ca; Mg; Be; г) In; Sn; Sb;
8. В ряду элементов Al→Mg→Na электроотрицательность металлов:
а) не изменяется; б) возрастает в) сначала уменьшается, затем возрастает г) уменьшается
← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-15 из 27