УГДД — «МОУ Школа №132 имени Н.В.Поповой г. Донецка»

УГДД

В годы Великой Отечественной войны героизм стал нравственной нормой поведения советских людей, в том числе юных защитников Отечества.Книга «Маленькие герои большой войны» рассказывает о юных защитниках Отечества, которые в годы Великой Отечественной войны прояви ли мужество и героизм как на фронте, так и в тылу и были удостоены государственных наград, а также о тех героях, которые в силу различных причин не были награждены, но они их достойны. Д\З. Подготовить сообщение: "Вклад сверстников-подростков в Великую Победу".
12.02.2021.
Тема. Донбасс в огне Великой Отечественной войны. Освобождение Донбасса.
Эпиграф:
«Кланяемся до земли подвигу наших славных дедов-воинов!
Сегодня их дело достойно продолжает нынешнее поколение
защитников донецкого края. И мы бесконечно горды тем,
что наш Донбасс во все времена рождает героев!»
А.Захарченко

День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков – важнейшая дата для истории нашего Отечества и хотя с этого времени прошло уже 77 лет, события, с ним связанные, их значение не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, чем дальше от нас находятся те радостные и вместе с тем полные драматизма сентябрьские дни 1943 года, тем сильнее разгораются споры о судьбе нашей страны и её народа.
Донецкая земля пережила многое: радости побед, горечи поражений, восторг развития. Не зря, мы говорим о том, что у людей Донбасса особый «донецкий» характер. Именно он помогает нам преодолевать трудности, беречь дружбу и любовь, до последней капли крови защищать свою землю. Стержнем характера донбассовцев является патриотизм, любовь к родному Отечеству.
Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Давайте пролистаем книгу истории о войне в Донбассе.
Это был обычный воскресный день – 22 июня 1941 года, ярко светило солнце, и небо было голубым-голубым, и вдруг – война… Все поникло. Для миллионов людей рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы. Дымом пожаров и руинами обернулся для всего народа этот день.
- Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой! Ради чего? По какому праву были нарушены законы, Заповеди Божьи, основы человеческой морали?
22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, без объявления войны совершила варварское нападение на Советский Союз. Наш край – Донбасс, стал ареной жестоких смертельных боев. Фашисты сожгли в Донецке (Сталино), каждый второй дом. Жестокая война забрала жизни миллионов людей, принесла горе в каждую семью. И от нас зависит, чтобы это осталось в памяти будущего поколения.
Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(материал урока размещен в файле для скачивания)
Историческая взаимосвязь Донбасса и России. Общие культурные, социальные, исторические векторы России и Донбасса. Донбасс – часть Русского мира.
Ты мой шумный,
Ты мой дымный,
Я тебе слагаю гимны.
Беспощадный П.

Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн. В широком смысле Донбассом (Большой Донбасс) называют обширный регион, включающий в себя территории современных Донецкой и Луганской областей Украины, отдельные районы Днепропетровской области, и небольшую полосу вдоль украинской границы Ростовской области РФ с городами Шахты и Миллерово. Но обычно под Донбассом имеют в виду территорию двух украинских областей с населением в 8 миллионов человек (Малый Донбасс). Сегодня мы попытаемся выяснить, насколько Донбасс связан с Россией и связан ли вообще.
Вопросы к классу:
1. Что роднит жителей Донбасса с Россией?
2. Назовите исторические события, которые являются общими для России и Донбасса
3. Укажите, какие личности, выходцы из наших земель прославили Россию?
Зачем нужен деловой этикет?
Зачем вообще все эти условности? Мы живем не в XIX веке, этикет давно перестал быть обязательной частью делового общения. Молодые предприниматели щеголяют в драных джинсах и футболках с неприличными надписями, в интернет-общении допустимы смайлики, а похлопать собеседника по плечу уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Если вы так считаете, мы вас расстроим. В определенных кругах это действительно нормально, но бизнесменам по долгу службы приходится общаться и с чиновниками, и с солидными инвесторами, и с людьми старшего поколения, для которых все эти вольности неприемлемы. Иностранные партнеры тоже могут не понять слишком рьяного проявления эмоций.
Итак, зачем нужно знать правила делового этикета?
• чтобы произвести приятное впечатление и не ударить в грязь лицом перед партнерами и коллегами;
• для общего образования: учиться новому никогда не поздно;
• для того, чтобы подавать пример другим, в том числе и подчиненным.
В конце концов, эти правила - просто рекомендации. Соблюдать их все получится разве что у киборга-робота, достаточно знать самые основные. О них и расскажем.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
УРОК № 7.
ТЕМА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Цилиндр Кира (539 год до н.э.)

Указы о правах человека, которые были изданы Киром, были начертаны на аккадийском языке на цилиндре из обожжённой глины.

В 539 году до н. э. Кир Великий, первый царь древней Персии, дал свободу рабам в Вавилоне.
В 539 году до н.э. армия Кира Великого, первого царя древней Персии, завоевала город Вавилон.
Но огромным достижением для человечества стали его следующие действия. Он освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство.
Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожжённой глины.
Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека. Он переведён на все шесть официальных языков Организации Объединённых Наций, и его положения отражены в первых четырёх статьях Всеобщей декларации прав человека.
Распространение идеи прав человека
Из Вавилона идея прав человека быстро проникла в Индию, Грецию и в конечном итоге в Рим.
Там родилась идея «естественного права», поскольку было замечено, что люди склонны следовать в жизни определённым неписанным правилам, а римский закон был основан на рацио- нальных идеях, почерпнутых из природы вещей.
Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов
о правах человека.
Великая хартия вольностей (1215 год)

Великая хартия вольностей, подписанная королём Англии в 1215 году, стала поворотным моментом в истории прав человека.
Великая хартия вольностей считается наиболее ранним документом, оказавшим значительное влияние на процесс исторического развития, который в итоге привёл к появлению современного конституционного права в англоговорящем мире.
В 1215 году, после того как король Англии Джон нарушил ряд древних законов и традиций, согласно которым осуществлялось управление Англией,
его подданные вынудили его подписать Хартию вольностей, где перечислялись нормы, которые позднее стали рассматриваться как права человека. Среди них было право церкви на невмешательство в её дела со стороны государства, право всех свободных граждан владеть имуществом и наследовать его, а также право на защиту от чрезмерных налогов. В Хартии
было закреплено право вдов, владевших имуществом, не выходить повторно замуж, и установлены принципы справедливого судопроизводства и равенства перед законом. В ней также содержались положения, запрещающие взяточничество и неправомерные действия должностных лиц.
Великая хартия вольностей широко признана как один из важнейших юридических документов для развития современной демократии, и её принятие стало ключевым этапом в борьбе за свободу.
(материал урока размещен в файле для скачивания)
Тема. Научные представления об уникальности человеческой личности. Психология толпы.
Личность, определение понятия
Проблемой личности занимается целый ряд наук: философские, общественно-исторические, юридические, педагогические, а также психология и патопсихология. Однако до настоящего времени в учении о личности нет единства, поэтому существуют немалые сложности в используемом понятийном аппарате. Человек, являясь организмом и личностью, представляет собой сложнейший интегративный результат биологического развития материи и процесса общественного развития. Чтобы научно описать человека, в психологии используется ряд понятий, которые представляют человека с разных сторон. Кроме самого понятия «личность», сюда относятся понятия «индивид» и «индивидуальность».
Индивид (от лат. individuum - неделимое) - это психосоматическая организация личности, делающая его представителем человеческого рода. Индивидом мы называем человека, когда говорим о нем как о биологическом существе вида «человек разумный». Индивид - отдельный человек, особь, принадлежащая к человеческому роду. Поэтому мы можем назвать индивидом любого человека - новорожденного, ребенка, взрослого или старца.
Человек появляется на свет исключительно как индивид. Социальные условия (воспитание, обучение и др.), конечно, способствуют развитию в индивиде как общечеловеческих свойств и способностей, так и индивидуальных качеств, т.е. индивид не воспроизводится стереотипно по некоторому образцу. Его врожденные, индивидуально-генетические особенности и приобретаемые под влиянием условий воспитания и других внешних воздействий индивидуальные качества делают индивида отличным от других людей, однако наиболее общей характеристикой индивида является целостность его психофизиологической организации, что определяет устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.
Личность - это особое системное социальное качество индивида, которое он приобретает в процессе возрастного развития при взаимодействии со своим социальным окружением. Младенец как индивид имеет лишь врожденные задатки для становления его как личности. Эти природные предпосылки развиваются только в том случае, если индивид «втянут» в общение и совместную деятельность с другими людьми. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи. В личности прежде всего мы обнаруживаем социальные качества человека. Развитие человека в обществе и формирует его как личность.
Таким образом, понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Индивид - это та реальность, которая заключена в границах тела человека, в то время как личность - образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.
Индивидуальность - это понятие отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку. Тем самым эти особенности отличают одного человека от другого. Сюда относятся как индивидуально-неповторимые психобиологические особенности организма индивида, так и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности. Индивидуальность складывается из особенностей различных черт личности, причем роль социальных и биологических вкладов в них далеко не одинакова. Имеются личностные качества, в развитии которых роль биологических, врожденных влияний очень велика (например, темперамент), но имеются качества (например, мышление, память или воображение), в развитии которых существенную роль уже играют особенности обучения. Еще более возрастает роль обучения в развитии таких качеств личности, как знания, навыки, умения. Особую группу составляют качества направленности личности (например, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение), в формировании которых роль биологического ничтожна, но исключительно велика роль социального опыта, особенностей воспитания.
(материалы урока размещены в файле для скачивания)
Нравственные проблемы современного мира. Методы воздействия на личность.

Нравственные проблемы в современном мире
1. История проблемы
2. Современное состояние проблемы
3. Попытки решения проблемы
4. Методы психологического воздействия на личность
Нравственность – это внутреннее духовное качество человека, которым он руководствуется при общении с окружающими, а также определяющее правила поведения человека в обществе.
Одной из актуальных проблем современного мира является падение нравов. Данная проблема предполагает решение вопросов, связанных с причинами её появления (кто виноват, как найти выход из сложившейся ситуации и т. д.). История проблемы Первым источником нравственности для человечества послужили Божественные Заповеди, которые призывали людей к чистоте деяний и помыслов. В разные временные эпохи были различные духовные ориентиры. Если обратиться к истории, и рассмотреть некоторые нравственные ориентиры древнего времени, то современного человека они могут повергнуть в шок. Например, боясь потерять свое царство, египетский фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков. Со временем Божественные Законы были потеснены такими нравственными нормами как честь, достоинство, верность, долг, любовь к Родине и т.д. Дошедшие до нас религиозные нормы несколько трансформировались. Это связанно с современным взглядом на религию и отношению к ней.
Некоторые нравственные нормы дошли до нашего времени, несколько изменившись, но при этом сохранив свою актуальность. Например, в Древней Руси честное слово данное купцом символизировало прямоту и искренность, оно было нерушимым. В современном мире, отношение к «честному слову» несколько иное, но уважаемые люди стремятся его держать. Часть же нравственных норм не дошли до наших дней и потеряли своего смысла. Например, до недавнего времени, все женщины должны были ходить с покрытой головой. Сбрасывали платки и покрывала блудницы и простолюдинки. Современные женщины не соблюдают данной нормы, так как она утратила свою значимость. Однако норма ходить с покрытой головой сохранилась в ряде стран. В первую очередь это связано с религией. Во многих мусульманских странах женщины до сих пор носят хиджаб. Если обратиться к историческим произведениям искусства, то одной из наиболее популярных картин является «Мона Лиза», которая символизирует скромность и покорность. Однако по меркам того времени, когда была написана картина, женщина, позировавшая Леонардо да Винчи, является девушкой легкого поведения. Об этом говорит её внешний облик – открытые плечи и голова.
Существуют нормы нравственности, которые дошли до нашего времени практически без изменений. Например, негативное отношение к алкоголизму. Еще во времена Плутарха был принят закон о запрете распитии спиртного, так как оно оказывает негативное влияние на организм человека и его поведение. Такое же негативное отношение к алкоголизму и алкоголю сохранилось и до наших дней.

Таким образом, нравственные нормы и правила с течением времени подвергаются изменениям и трансформации.
Это связано с изменениями в мышлении людей, в их отношении к явлениям и ситуациям. Современное состояние проблемы Современное состояние нравственной проблем обусловлено тревогой за ослабление ведущих функций семьи – рождение и социализация детей. Данная проблема негативно сказывается на демографической ситуации в стране. С нравственной точки зрения, ситуация усугубляется тем, что нормы морали, которые ранее строго соблюдались, ныне попираются. То, что ранее просто было недопустимо в обществе, то что осуждалось, в современном мире уже не кажется столь чудовищным и осуждаемым. Например, ранее осуждали разводы и рождение детей вне брака.
В современном обществе, на эти ситуации взгляды кардинально поменялись. Соответственно изменились взгляды на семью и ее роль в обществе. (материал урока доступен в файле для скачивания)
Донбасский характер в произведениях литературы. Литературное наследие Донбасса Х1Х-ХХ вв. Творческое наследие писателей ХХ1 века.
Донецкий край (Сергей Аякс)
Донецкий край, шахтёрский край,
Любимый мой родной,
Прекрасной розой расцветай,
Эдемской, неземной!
Такого края не найти-
Взлети хоть в облака!
Неувядающе цвети,
Предолгие века!!!
Услышьте, милые края,
Слова моей любви:
Донбасс, о, Родина моя,
Блаженствуя живи!
Дари обильный урожай,
Соль, уголь и металл!!
Донецкий край - ВЕЛИКИЙ, КРАЙ!
И кто о том не знал?
- Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
Многие талантливые люди - выходцы из глубинки. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным человеком. Но главное - быть добрым, порядочным человеком, любящим свою Родину, родной край, знающим свою историю. Всё начинается с любви. Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина (не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее).
Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Книги – хранители человеческой памяти.
Литературные деятели Донецкого края
Беспощадный Павел Иванов – (псевдоним, ставший потом фамилией) – советский поэт, автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано». Эти строчки для жителей Донбасса стали непросто классикой. И сегодня они стучат набатом, волнуя наши сердца. Павел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьёй, ещё подростком, переехал на Донбасс. Первые стихи писал мелом на вагонетках. Выпустил сборники «Каменная книга», «Горный пламень», «Над шахтой летят журавли», «Шахтёрские поэмы», «Донецкие просторы». Он очень помогал, как советом, так и делом, начинающим писателям. Его именем названы улицы в Горловке и Донецке.
Тема. Донбасский характер в произведениях литературы. Литературное наследие Донбасса Х1Х-ХХ вв. Творческое наследие писателей ХХ1 века.
Донецкий край (Сергей Аякс)
Донецкий край, шахтёрский край,
Любимый мой родной,
Прекрасной розой расцветай,
Эдемской, неземной!
Такого края не найти-
Взлети хоть в облака!
Неувядающе цвети,
Предолгие века!!!
Услышьте, милые края,
Слова моей любви:
Донбасс, о, Родина моя,
Блаженствуя живи!
Дари обильный урожай,
Соль, уголь и металл!!
Донецкий край - ВЕЛИКИЙ, КРАЙ!
И кто о том не знал?
- Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём.
Многие талантливые люди - выходцы из глубинки. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным человеком. Но главное - быть добрым, порядочным человеком, любящим свою Родину, родной край, знающим свою историю. Всё начинается с любви. Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина (не зная прошлого, нельзя любить настоящее и будущее).
Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Книги – хранители человеческой памяти.
Литературные деятели Донецкого края
Беспощадный Павел Иванов – (псевдоним, ставший потом фамилией) – советский поэт, автор знаменитых строк «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано». Эти строчки для жителей Донбасса стали непросто классикой. И сегодня они стучат набатом, волнуя наши сердца. Павел Иванов родился 29 июня (11 июля) 1895 года в селе Всеславль Смоленской губернии в семье безземельного крестьянина. Вместе с семьёй, ещё подростком, переехал на Донбасс. Первые стихи писал мелом на вагонетках. Выпустил сборники «Каменная книга», «Горный пламень», «Над шахтой летят журавли», «Шахтёрские поэмы», «Донецкие просторы». Он очень помогал, как советом, так и делом, начинающим писателям. Его именем названы улицы в Горловке и Донецке.
(материал урока и сборник стихов размещены в файле для скачивания)