Русский язык — «МБОУ Школа №132 имени Н.В.Поповой г. Донецка»

Русский язык

Разряды частиц

09:31
26/04/2022 10 кл. Рус язык
Тема: Правописание наречий

Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм – правописание наречий, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

1. Повторить правила правописания наречий по ссылке
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/narechie/pravopisanie.html
2. Составить таблицу «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий»
Слитно Раздельно Через дефис


Устно ответить на вопросы
1. Какая часть речи называется наречием?
2. Назовите разряды наречий по значению.
3. Чем отличается наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени? ( Сравнительная степень имен прилагательных является сказуемым, относится к существительному и отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?); сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как?)

Тренировочные упражнения
Раскройте скобки.
Примите лекарство (на)тощак, поцелуй меня (на)последок, сказал (на)обум, разлетелось (в)дребезги, ответил (не)(в)попад, ушел (во)свояси, собрался (на)спех, разглядывал (ис)(под)лобья, не понял (с)просонок, сдвинул (на)бекрень, возьмите что-нибудь (в)замен, бродили (в)потьмах, не видно (в)потемках, не (в)праве рассказать, все (в)пустую, раскалить (до)бела, вредил (ис)(под)тишка, состоялся (на)кануне.
Раскройте скобки.
Жить (по)прежнему, работать (по)новому, будь (по)вашему, прекрасно говорить (по)японски (по)немецки, (по)китайскому пути развития, (по)прежнему нежно привязан, делиться (по)братски, (по)лисьи хитер, (где)нибудь валяется, (кое)как добрался, ползти (еле)еле, (по)новому шоссе
Раскройте скобки
Жить (по)прежнему, работать (по)новому, будь (по)вашему, прекрасно говорить (по)японски (по)немецки, (по)китайскому пути развития, (по)прежнему нежно привязан, делиться (по)братски, (по)лисьи хитер, (где)нибудь валяется, (кое)как добрался, ползти (еле)еле, (по)новому шоссе, (в)(конце)концов додумался, (давным)давно устарело, делать все (шиворот)(на)выворот, поговорить (с)глазу(на)глаз, уйти (по)добру (по)здорову, съесть (по)больше, купить (по)дешевле, духи пахнут (по)разному, расположились (по)походному, попал точка(в)точку, точь(в)точь, как другие, ворочался (с)боку(на)бок
21.04.2022 рус яз 10 кл
Тема урока: Наречие. Разряды наречий
Цели урока: повторение сведений о наречии как части речи, их отличии от других частей речи; отработка умения определять разряды наречий по значению; грамотное применение наречия в речи; развитие устной и письменной речи; обогащение словарного запаса учащихся.

Ход урока
Игра «Составь слово»
1. Четвертая буква в слове куз….ец
2. Эта буква пишется в корне слова прил…гательное
3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - …..
4. Эта буква пишется в окончании слова в деревн…..
5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – ……
6. Эта буква пишется в корне слова соб….рались
7. Эта буква пишется в окончании слова бор…..тся
- Какое слово у вас получилось? Сегодня на уроке мы поворим эту часть речи.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ДУЭЛЬ. Выбрать правильный ответ
• К самостоятельным или служебным частям речи относится наречие? (к самостоятельным или служебным)
• Что наречие обозначает? (признак действия, признак другого признака, действие, предмет.)
• Вопросы? (Где? Куда?Кто? Что? Какой? Откуда? Почему? Зачем? Как? И др.)
• Главный морфологический признак? (неизменяемость, изменяется по родам, числам, падежам)
• Каким словам чаще всего примыкает наречие? (к глаголу, прилагательному)
• Синтаксическая роль? (обстоятельство, дополнение)
Устная работа
Прочитайте стихотворение и подсчитайте, сколько наречий употреблено в тексте
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым,
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно,
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
Актуализация нового материала
Работа с таблицей. 3 столбик дополните своими примерами
Разряд Вопросы Примеры
Наречия места Где? Куда? Откуда? Внизу……….
Наречия времени Когда? Как долго? Утром………
Наречия причины Почему? По какой причине? Отчего? Сгоряча……..
Наречия цели Зачем? С какой целью? Для чего? Назло……….
Наречия образа действия Как? Каким образом? Громко…….
Наречия меры и степени Насколько? В какой степени? Сколько? Очень……..
Физкультминутка. Игра “Волшебный мячик”.
- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, кидает мячик, другой учащийся ловит мяч и отвечает на вопрос (ответ-наречие), затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д.
• Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
• Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
• Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
• Бежать (откуда?) издалека.
• Бежать (как?) быстро, медленно.
• Бежать (зачем?) специально.
• Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
Домашнее задание: определить разряд наречий, но прежде заменить фразеологический оборот наречием.
Фразеологизм Наречие Разряд
Положа руку на сердце честно Образа действия
У чёрта на куличках
Битый час
Бок о бок
Душа в душу
Кот наплакал
Ни свет ни заря
Рукой подать
Черепашьим шагом
← Предыдущая Следующая → 1 2 3
Показаны 1-15 из 37