Родной язык и литература — «МБОУ Школа №132 имени Н.В.Поповой г. Донецка»

Родной язык и литература

Контрольное сочинение
Написать сочинение на одну из тем:
Каким бы стал наш мир, если бы исчезли доброта и отзывчивость?
Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят
Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». Ф.М.Достоевский
5. Может ли один человек изменить общество?
Работа пишется на двойном листе, 1 из которых титульный, а второй -сочинение
Тема: Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания.


Практическая часть:
1. Изучите материал, который дан в презентации.
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literatury-s..
https://infourok.ru/urok-po-tvorchestvu-pverlena-4818..
2. Выполните анализ стихотворений на листочке.
Стихотворение Бодлера «Альбатрос»
Стихотворения Верлена «Марина».
Урок по творчеству П.Верлена infourok.ru
ТЕМА : Проверочная работа. Сочинение «Русский язык-мой родной, государственный, язык межнационального общения»

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ ДВА ДВОЙНЫХ ЛИСТОЧКА В ЛИНИЮ

1 ЛИСТ – ТИТУЛЬНЫЙ

На 10 строке

Проверочная работа
по родному (русскому) языку
обучающегося (обучающейся) 10–А класса
МБОУ «Школа№132 имени Н.В.Поповой города Донецка»
(кого?) Фамилия, имя

ПОДПИСАТЬ И ОТЛОЖИТЬ

2 ЛИСТ – Проверочная работа

ЗАПИСАТЬ НА ВТОРОМ ДВОЙНОМ ЛИСТОЧКЕ НА ПЕРВОЙ СТРОКЕ

Восемнадцатое мая
Проверочная работа (сочинение)
Сочинение «Русский язык-мой родной, государственный, язык межнационального общения»
Тема:"Поэты-земляки-участники Великой Отечественной войны(Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Николай Рыбалко).
1.Изучите видеоматериал
https://www.youtube.com/watch?v=BHLHYs7iRz4 и содержание прикрепленного файла.
2. Прочитайте выразительно ( одно из предложенных стихотворений: Николай Рыбалко. «Я жил в такие времена», «Сколько раз мы в атаку ходили!», Леонтий Кирьяков. «Погибшим друзьям», «Недописанное письмо», Борис Котов «Недопетая песня».

Я жил в такие времена https://vk.com/wall-113152876_975?z=video286121063_456240209%2F8baffd7d7d8de4377e%2Fpl_post_-113152876_975

Домашнее задание: Напишите письменный ответ: Какими мыслями и чувствами проникнуто это стихотворение?
Тема: Яростное противоборство добра и зла в повести В.Шутова " Смерти смотрели в лицо".

Шутов Виктор Васильевич (1921-1987) Поэт и прозаик, защитник Ленинграда от оккупантов, а наших героев – от забвения, почётный гражданин Донецка. Всё это – Виктор Шутов. Он оставил нам богатое наследство: стихотворные сборники, романы, книги для детей, повести, очерки о Донецке. И, конечно, песни о нашем крае – «Шахтёрская лирическая», «Город синих терриконов», «Любимый Донбасс», «СаурМогила». Благодаря его упорству, боевому характеру, жажде справедливости появились книги «Смерти смотрели в лицо», «Рядовые подполья» и другие, открывающие правду о деятельности донецких подпольщиков в годы оккупации. Именем Шутова названа улица областного центра, а также литературная премия
.Ознакомиться с материалом по ссылке https://www.molodguard.ru/heroes4642.htm
Домашнее задание: прочитать «ХЛЕБ И УГОЛЬ» ГЛАВА ИЗ ПОВЕСТИ «СМЕРТИ СМОТРЕЛИ В ЛИЦО» НАЧAЛО по ссылке http://litmisto.org.ua/?p=10533
05.05. 2022 Родная лит 10 кл
Тема: Александр Гросов «Откуда есть-пошел Донецк изначальный»
1. Ознакомиться со сведениями о писателе.
2. Написать конспект
Гросов Александр Яковлевич, г.Донецк
Родился 20 октября 1945 года в с. Старый Лескен в Кабардино – Балкарии. Детство и юность прошли в селе Яблочково Шебекинского района Белгородской области.
Окончил начальную школу в родном селе, затем - Дмитриевскую семилетнюю школу в 1959 г., Купинскую одиннадцатилетнюю школу в 1963 г. Учился в Белгородском педагогическом институте , в Харьковском институте культуры (1967 - 1971 г.г.) Работал каменщиком "Волгоградцелинстроя", лаборантом Шебекинского маслозавода, фрезеровщиком Шебекинского машзавода, в орготделе Новоазовского РК ЛКСМУ Донецкой области ( 1971 – 1972 гг).
Был комиссаром стройотряда «Юбилейный» в 1970 г., работавшем в Боровском районе Кустанайской области Казахской ССР. Отдал более 30 лет издательской, библиотечной и журналистской деятельности. С 1972 г. по 2003 г. возглавлял научно - методический отдел областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской.
Более десяти лет работал начальником отдела реализации книготорговой фирмы "КНИТО" (г. Донецк). В 1992 - 2002 г.г. - декан библиотечного факультета Донецкого открытого университета, старший преподаватель ДИСО. Член Российского творческого союза работников культуры. Поэт и прозаик, председатель Донецкого отделения Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов, член Международного сообщества писательских союзов и Межрегионального союза писателей. Член Союза писателей ДНР.
Автор более 30 сборников поэзии и прозы: "Светлые ключи", "Окна", "Зигзаг", "Россыпи", "Только ты", "Струны сердец", "Боль", «Ступени», «Горькая правда войны», « Донбасс – 1943 год: освобождение от фашистских оккупантов», «Дивовижний світ Тараса», «Помнить, чтобы жить», «И честь родству воздать», «Сказание о чистой любви», «Откуда есть – пошёл Донецк изначальный», «Взгляд изнутри, или Разговор с самим собой», «Час росы», «Обвал», « Шестое чувство», « Ради жизни на земле», »Война – не залпы фейерверков», « Для каждого любовь неповторима», « Люблю тебя, мой край, Донетчина моя», «Эпоху словом открываю…» и др.
Постоянно печатается в журналах «Камертон» ( г. Москва), «Доля» ( Республика Крым). Включен во многие справочники и "Календари знаменательных и памятных дат" стран СНГ, Украины и Донбасса, для изучения его творчества - в юбилейное издание « Александр Гросов: штрихи биографии», в пособия – «Современная литература родного края» (2000 г.), "Литература родного края", учебник для 10 - 11 класса « Мой край, хвала тебе и честь»( 2019 г.). Краевед - автор многочисленных публикаций по истории края, его культуры, о земляках - участниках Великой Отечественной войны, исследователь связей с Донетчиной А.С. Пушкина, А. П. Чехова. барона Н. Корфа и др.
Председатель общественной организации «Союз краеведов ДНР». Член Союза краеведов России. Член Совета организации ветеранов ДНР. Полковник, руководитель Пресс – службы Кальмиусской паланки Всевеликого Войска Донского в Донецкой Народной Республике . Зам. председателя Регионального объединения «Память». Председатель Клуба творческой интеллигенции Донетчины «Светоч». Руководитель Клуба любителей поэзии « Вдохновение» при научной библиотеке ДонНУЭТ. Член Московской городской организации Союза писателей России: 1954 – 2014».
Дипломант международных конкурсов «Родина - Мать зовёт», им. А. П, Маресьева, им. А. Н. Куприна «Гранатовый браслет», литературных конкурсов газет «Сегодня», «Труд-ТV», «Донецкие новости» , «Вечерний Донецк», региональных литературных конкурсов «Мой Пушкин», « Славься любимый шахтёрский Донбасс»,» Шахтёры – гвардия труда», «Поэзия объединяет» и др. Отмечен в 2019 г. организацией « Росинформуголь» за повесть «Обвал», представленной на международной книжной выставке в Екатеринбурге.
10 класс 22/04/2022
Родная (русская) литература
Проверочная работа
«Личностьи семья»: Человек, семья и общество
1. Притча — это:
а) вид лирики, в котором описание идеального пейзажа или рассуждение лирического героя (в форме первого лица) выражает сентиментальный взгляд на сущность человеческих отношений или природу поэтического творчества, на судьбу человека вообще, мироустройство или устройство общества;
б) малый повествовательный жанр, иносказательный рассказ, содержащий нравственное или религиозное наставление;
в) прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом;
г) жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.
2. Повесть А. Алексина «Безумная Евдокия» дает нравственные уроки:
а) эгоистичное, легкомысленное отношение к близким людям чревато болью, обидой, иногда бедой;
б) нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью;
в) нужно всегда соблюдать правила этикета;
г) желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
3. Жизнь человека, по мнению Бакланова Г., в рассказе «Непорочное зачатие» может быть оправдана:
а) чувством долга и способностью к состраданию;
б) недоверием к людям;
в) зарабатыванием состояния;
г) желанием жить ради своего удовольствия.
4. Главная мысль рассказа В. Солоухина «Под одной крышей» состоит в том, что:
а) добро сильнее зла;
б) красота спасёт мир;
в) в тесноте – да не в обиде;
г) нет худа без добра.
5. Авторская позиция А. И. Куприна в рассказе «Святая ложь» выражена мыслью, что:
а) цель оправдывает средства;
б) дети часто не задумываются о том, как важно уметь выразить свою благодарность родителям;
в) ложь может быть оправдана, если она «святая», во благо близкого человека, «святая» ложь всегда имеет благие цели;
г) ложь оправдать нельзя ни при каких обстоятельствах.
6. Определите одну из основных мыслей повести Тендрякова В. «Люди или нелюди»:
а) если вы хотите понять человека, не слушайте его слова, наблюдайте за его поведением;
б) жизнь многогранна, она может быть суровой или благополучной, бедной или богатой, счастливой или не очень, но она прекрасна;
в) всех нас жизнь учит через малое сознавать большое: через упавшее яблоко - закон всемирного тяготения, через детское "пожалуйста" - нормы человеческого общения, всех учит, но, право же, не все одинаково способны учиться;
г) бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов.
7. Установите соответствие между писателем и произведением
1 Алексин А. а «Глядя на солнце»
2 Бакланов Г. б «Домашний совет»
3 Солоухин В. в «Святая ложь»
4 Екимов Б. г «Непорочное зачатие»
5 Куприн А. д «Люди или нелюди»
6 Тендряков В. е «Безумная Евдокия»
7 Алексин А. ж «Под одной крышей»




8. Установите соответствие между персонажем и его характеристикой в произведении А. Алексина «Безумная Евдокия»

1 Евдокия Савельевна а «…то и дело звонила домой – даже когда была в школе или… в гостях»
2 Люся Катунина б «…стеснялся красивого лица и слишком стройной фигуры»
3 Боря Антохин в « её любви хватало…лишь на себя»
4 Надя г «Она напоминала ребенка, который в присутствии гостей, повергая
родителей в ужас, может поведать обо всех своих намерениях и выдать любые тайны семьи»
5 Оля д «Характер у нее был вулканического происхождения. Говорила она громко,то восторгаясь, то возмущаясь, то изумляясь»
Тема урока: Ю. Яковлев «Белерина политотдела»

1.Познакомиться с биографией Юрия Яковлева. Записать тезисы статьи
Ю.Я. Яковлев. Биография
Юрий Яковлевич Яковлев - советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества, отец известного израильского писателя Эзры Ховкина. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Яковлев — это псевдоним писателя, взятый по его отчеству, настоящая фамилия — Ховкин.
Биография Юрия Яковлева характерна для многих писателей его поколения: школа, Дом пионеров, армия, война, Литературный институт. Взрослым сделала его война, она дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления. У него были хорошие учителя в литературе - Гайдар, Паустовский, Фраерман. Особенно любил Яковлев повесть Фраермана «Дикая собака Динго».
Еще мальчиком он начал писать стихи и был членом "литературного клуба" Дворца пионеров. В 1940 году прямо со школьной скамьи он был призван в армию, а через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. Артиллерист-зенитчик, в дни Великой Отечественной войны, Яковлев оборонял Москву от налетов фашистских самолетов, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
На войне окончательно определилось его стремление стать писателем. В годы войны Юрий Яковлев печатался в воинской газете "Тревога". К моменту поступления в литературный институт, у Яковлева уже было опубликовано несколько детских книг стихов. Яковлев Юрий Яковлевич закончил литературный институт имени Горького в 1952 году. Дипломной работой его была поэма. Вступал в литературу как автор стихотворных книг для детей. Сотрудничал с литературным клубом "Бригантина" 74 московской школы, в котором выступал со своими новыми рассказами. Это общение давало писателю уверенность, что он знает своих героев, понимает сегодняшнего подростка, его духовный мир, движения, жесты, своеобразный ребячий язык. Был журналистом, много ездил по стране, писал очерки. Став уже убежденным прозаиком, побывал за рубежом: в Турции, во Франции, в Англии и Италии.
Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии.
Первая книга "Наш адрес" - детская книга, выпущена издательством Детгиз в 1949 году. Вторая книга - "В нашем полку", где собраны стихи о войне. Институт окончил будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей. В кино с 1961 г. Член редколлегии киножурнала «Фитиль», член худ. совета студии «Союзмультфильм».
В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Ю. Я. впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный и пионерский быт, Великая Отечественная война, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным, чувство благодарности учителю и вины перед матерью.
Основные идеи прозы Юрия Яковлева — благородство как следование внутренним нравственным идеалам вопреки социальной норме («Великое непослушание»), «триумф воли», верность избранному индивидуальному ориентиру («маяку») как источник осмысленности существования, а также проблема истинного и ложного отца (см. «Гамлет»).


2. Прочитать «Балерина политотдела», перейдя по ссылке http://rulibs.com/ru_zar/children/yakovlev/d/j10.html
← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-15 из 25