Химия — «МБОУ Школа №132 имени Н.В.Поповой г. Донецка»

Химия

Повторить конспект белки. Смотреть видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=q3f1dRBanPc

27.04. Белки

11:57
Смотреть видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=q3f1dRBanPc.
Читать параграф 38.
А)Понятие аминокислот
Аминокислоты - это производные карбоновых кислот, содержащие в своем составе две функциональные группы: аминогруппу - NH2 и карбоксильную группу
- СООН, связанные с углеводородным радикалом.

По происхождению аминокислоты делят на: природные и синтетические
Б)Классификация аминокислот

Природные (их около 150) были обнаружены в живых организмах. Около 20 из них входит в состав белков. Половина этих аминокислот - незаменимые (они не синтезируются в организме человека), а должны поступать с пищей.

Синтетические получают искусственным путем, например из галогенопроизводных карбоновых кислот.
А как называют кислоты по систематической номенклатуре?
По систематической номенклатуре названия аминокислот образуются из названий соответствующих кислот путем прибавления приставки амино - и указания места расположения аминогруппы по отношению к карбоксильной группе
Часто используется другой способ построения названий амино¬кислот, согласно которому к тривиальному названию карбоновой кислоты добавляется приставка амино - с указанием положения аминогруппы буквой греческого алфавита
Ребята! Как вы думаете, какие виды изомерии характерны для амино¬кислот?

Г) Виды изомерии

- Изомерия углеродного скелета, - изомерия положения функцио¬нальных групп - межклассовая изомерия – изомерия с классом нитросоединений
Кроме этих видов изомерии для аминокислот характерна оптическая изомерия, т. к. молекулы аминокислот содержат асимметрические атомы углерода . Оптически активные вещества встречаются в виде пар антиподов-изомеров, физические и химические свойства которых одинаковы, за исключением одного – способности вращать плоскость поляризованного луча в противоположные стороны.
Различают D-аминокислоты и L-аминокислоты.
Физические и химические свойства оптических изомеров практически идентичны, эти вещества могут существенно отличаться по своей биологической активности, совместимости с другими природными соединениями, даже по вкусу и запаху.
Домашнее задание-выучить конспект
Строение аминов

Атом азота находится в состоянии sp3-гибридизации, поэтому молекула имеет форму тетраэдра.
Также атом азота в аминах имеет неподелённую электронную пару, поэтому амины проявляют свойства органических оснований.

Классификация аминов
По количеству углеводородных радикалов, связанных с атомом азота, различают первичные, вторичные и третичные амины.
По типу радикалов амины делят на алифатические, ароматические и смешанные.
Амины Первичные Вторичные Третичные
Алифатические Метиламин
CH3-NH2 Диметиламин
CH3-NH-CH3 Триметиламин
(CH3)3N
Ароматические Фениламин
C6H5-NH2 Дифениламин
(C6H5)2NH Трифениламин
(C6H5)3N
Домашнее задание-конспект параграфа36.Письменно №3стр173

6.04. Амины.

12:38
С позиций протолитической теории основания обладают свойством присоединять протон, поэтому аммиак и амины – основания, причем амины более сильные основания.
V. Получение аминов
С древних времен люди использовали природный краситель синего цвета – индиго. У данного продукта довольно высокая цена и химики ищут строение этого вещества, чтобы синтезировать промышленным способом.
В 1840г русский химик немецкого происхождения Фрицше обнаружил, что при нагревании со щелочью синяя окраска индиго исчезает и образуется вязкая масса. Очистив это вещество Фрицше получил жидкость с характерным запахом и назвал ее анилином (от арабского an-nil синий). В это же время Цнфердорбен нагреванием кристаллического индиго получил новый продукт, названный им кристаллином. В это же время немецкий химик Рунге в продуктах перегонки каменноугольной смолы открыл вещество, назвал его кианол. В 1841г русский химик Зинин открыл способ восстановления нитробензола до ароматического амина – бензидама.
В 1843г Гофман пришел к выводу, что все эти продукты – одно и тоже вещество. Химики остановились на названии анилин.
C6H5NO2 + 6[H] t,kat-Ni → C6H5-NH2 + 2H2O реакция Зинина.
Домашнее задание- написать конспект параграфа 36.

30.03. Углеводы

18:14
1. Понятие об углеводах. Классификация углеводов.
Углеводы –кислородосодержащие органические вещества природного происхождения, содержащие в своем составе несколько гидроксильных групп и карбонильную группу, а также их производные.
Большинство углеводов подчиняется формуле - Сn(H2O)m.
• Если в молекуле углевода 5 атомов углерода, то его называют пентоза, если 6 – гексоза;
• Если в молекуле углевода присутствует альдегидная группа, то его называют альдоза, кетонная группа –кетоза.
Классификация углеводов
Углеводы
Моносахариды Дисахариды Полисахариды

2. Глюкоза. Глюкоза представляет собой наиболее распространенный моносахарид.
Строение глюкозы
Молекулярная формула глюкозы С6Н12О6
Имеет неразветвленный углеродный скелет и представляет собой альдегидоспирт, содержащий одну альдегидную и пять гидроксильных групп.
Содержится в соке винограда (название- виноградный сахар), других ягод и фруктов, является структурным звеном сахарозы, клетчатки и крахмала. В крови человека содержится около 0,1%D- глюкозы
Получение и применение глюкозы.
В природе глюкоза образуется в зеленых листьях растений из углекислого газа, поглощаемого из воздуха, и воды под действием солнечного света. Упрощенно фотосинтез можно изобразить уравнением:
6СО2 + 6Н2О + 2920кДж → С6Н12О6 + 6О2
3. Сахароза.
Сахароза представляет собой дисахарид с молекулярной формулой С12Н22О11. Образован двумя молекулами гексоз α-D- глюкозой и β-D- фруктозой.
Сахароза белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде, имеет сладкий вкус. Она содержится в соке сахарного тростника (14-16%), сахарной свеклы (16-21%) и некоторых других растений.
Дом.задание –конспект по предложенному параграфы 31-34.
Получение жиров.
Источниками жиров являются живые организмы. Среди животных это коровы, свиньи, овцы, гуси, киты, тюлени, рыбы: акула, тресковые, сельди. Из печени трески и акулы получают рыбий жир – лекарственное средство, из сельдевых – жиры, используемые для подкормки сельскохозяйственных животных.
Источниками масел являются растения: хлопка, льна, сои, арахиса, кунжута, рапса, горчицы, оливы, подсолнечника, конопли, клещевины, мака, масличной пальмы, кокоса и многих других.
Из живых организмов и растений жиры получают:
• Вытапливанием
• Экстрагированием
• Прессованием
• Сепаратированием
• Гидрированием жиров в технике.
Применение жиров и мыла.
Жиры используются в пищу.
Некоторые масла используются для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей).
Ряд жиров имеет лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий и гусиный жир.
Жиры сельдевых рыб используются для подкормки сельскохозяйственных животных.
Высыхающие растительные масла используются для производства олиф.
Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир.
Животные жиры идут для производства мыла, стеариновых свечей.
Жиры используются для получения глицерина и смазочных материалов. Однако использование пищевых продуктов как химического сырья – непозволительная роскошь. Поэтому химики разработали процессы, позволяющие использовать для получения, например, высших карбоновых кислот парафина.
Мыло в быту и промышленности все чаще заменяется на синтетические моющие средства.
Дом.задание составить конспект параграфа 29-30.
Составить конспект параграфа 29

9.02. Альдегиды

11:48
Химические свойства
Карбонильные соединения — реакционно-способные вещества.
Присоединение
Присоединение водорода — общее свойство альдегидов и кетонов, обусловленное карбонильной группой.

Важный вывод
Карбонильные соединения восстанавливаются водородом в спирты!
Из формальдегида — углевод!
Обратите внимание на очень важный в развитии органической химии синтез. В 1861 г. А.М. Бутлеров обнаружил способность формальдегида под влиянием гидроксида кальция образовывать линейные карбоцепные полимеры, близкие по свойствам к сахаристым веществам.

Окисление
Качественные реакции на альдегиды, обусловленные разрывом связи

1. Окисление аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»):

Реакция «серебряного зеркала»
• В колбу с аммиачным раствором оксида серебра добавляем по стенке разбавленный водой формалин.
• Помещаем колбу в стакан с горячей водой.
• На стенках колбы образуется осадок серебра — красивый зеркальный налет.
2. Окисление свежеприготовленным гидроксидом меди (II):

Окисление формальдегида гидроксидом меди (II)
• В пробирку наливаем 1 мл формалина, добавляем к нему равный объем раствора гидроксида натрия, а затем несколько капель раствора сульфата меди (II).
• Полученную смесь осторожно нагреваем на спиртовке.
• Наблюдаем постепенное изменение окраски с образованием в итоге красного осадка.
Как с помощью свежеприготовленного гидроксида меди (II) Сu(OH)2 доказать, что из двух растворов один раствор многоатомного спирта (например, глицерин), другой — раствор альдегида (например, формалин)?
Ответ Глицерин + Сu(OH)2 ярко-синий раствор
Формалин + Сu(OH)2 смесь осадок красного цвета Cu2O↓



Домашнее задание – составить конспект по предложенному
Карбоновые кислоты – кислородсодержащие органические вещества, содержащие в молекуле одну или несколько карбоксильных групп СООН
Общая формула: R – COOH
Общая формула одноосновных кислот предельного ряда СnH2n+1COOН где n может быть равно нулю
Проблемный вопрос: почему данные кислоты имеют первое слово «карбоновые»?
«Карбо» - углерод  кислоты углерода.
Классификация карбоновых кислот
1) В зависимости от числа карбоксильных групп:
• одноосновные, например уксусная
• двухосновные, например щавелевая
• многоосновные, например лимонная
2) В зависимости от природы радикала:
• предельные, например пропионовая
• непредельные, например акриловая
• ароматические, например бензойная
2. Номенклатура.
Для определения названия в соответствии с международной номенклатурой придерживаются порядка:
1) Нумеруют цепь, начиная с карбоксильной группы;
2) Называют номер атома углерода, при котором находится радикал;
3) Называют радикал;
4) Называют углеродную цепь;
5) Добавляют суффикс - овая кислота

Задание. Дать название веществам и составить формулы карбоновых кислот.
1. СН3 - СН2 - СН2 – СН – СН – СООН 2,2-диметилбутановая кислота
2. СН3 - СН – С – СООН 2,3 – диметилпентановая кислота( метилы висят вниз)


3. CH3 – CH – COOH 3-метилпентановая кислота
Домашнее задание-составить конспект параграфа25 и выполнить задание по названиям

17.11.2021 Алканы

15:19
Познакомиться с алканами https://yandex.ua/video/preview/?filmId=1263365896516534284&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8+10+%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%8F+%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%8B
Читать параграфы 8-9 и конспект, письменно вопрос 4 стр33.
Совершить виртуальную экскурсию в лабораторию и записать свои впечатления https://pikabu.ru/story/virtualnaya_yekskursiya_po_khimicheskoy_laboratorii_6467523

10.11.

13:54
Смотреть видео номенклатура-https://vk.com/video590783423_456239040
Читать параграфы 6, письменно вопрос №5 стр. 24.

3.11.

08:26
Смотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=gqsWmkHpK5k&list=PLvtJKssE5Nrg1942bgV9TqwX8N_Hry2e_&index=1
Читать параграфы 2 и 6, составить конспект.